Авиабилет - главный документ, который определяет отношения между авиакомпанией и пассажиром.
Билет состоит из обложки, которая включает в себя упомянутые странички с условиями перевозок, и полетных купонов - каждый из которых используется для одного из сегментов перелета.
Когда полет состоит из нескольких сегментов, купоны у вас будут изымать по очереди, в различных аэропортах. На вид все купоны одинаковые, но строка, имеющая отношение к определенному сегменту полета, выделена цветом: если весь бланк розовый, то она - зеленовато-голубая. Те
На рисунке лишь пример билета. Описание ниже не по этому рисунку.
1. Действителен для перевозки между указанными пунктами / Good for passage between points outlined
Все просто. “От” (from) обозначается точка вылета, “до” (to) - точка прилета. Если полет состоит из сегментов, будет указано несколько точек. Верхнюю позицию занимает начальная точка полета, в самом низу - конечная. Обычно несколько городов фигурирует в билете в случае пересадки. Скажем, вам надо в пятницу вечером попасть из Москвы в Ниццу, а в воскресенье вечером попасть обратно в столицу. Вполне возможно, что оптимальный маршрут “туда” будет проходить с пересадкой в Париже, а “обратно” - во Франкфурте. И на каждой из страничек купонов будут отмечены все города в порядке их появления: Москва-Париж-Ницца- Франкфурт-Москва. Если в городе несколько аэропортов, то в билете будет уточнение - в какой именно вы прибываете (или из какого улетаете). У каждого аэропорта свой трехзначный код. Шереметьево обозначается как SVO, Домодедово - DME, Внуково - VKO.
2. Перевозчик / Carrier
Здесь указан код авиакомпании. Обычно он состоит из двух знаков, причем многие
3. Рейс / Flight
В этой графе стоит номер рейса. Он нужен, чтобы выяснить информацию о полете (например, родные могут узнать в справочном бюро, как вы добрались) и сориентироваться в аэропорту: куда и когда идти на регистрацию. Код компании и номер рейса обычно указывают на табло вместе - хотя в билетах они занимают разные графы.
Имейте в виду: совсем не обязательно, что, купив билет на рейс “Аэрофлота”, вы полетите именно его самолетом. Многие перевозчики договариваются друг с другом о том, что будут возить пассажиров совместно. Это называется “код-шеринг”.
Для пассажира в принципе не должно быть никакой разницы, кто на самом деле его повезет: компании стараются унифицировать сервис на борту. Тем не менее код-шеринг сопровождается некоторыми ограничениями. Если на рейс продано больше билетов, чем мест в самолете (вполне распространенная практика: это называется “овербукинг” - перепродажа), то компания, фактически выполняющая рейс, будет стараться посадить на него в первую очередь “своих” пассажиров. Остальные подождут следующего рейса. Как правило, с теми, кому не нашлось места, авиакомпания старается договориться “по-хорошему”: оплатить гостиницу или компенсировать неудобства наличными: все решается индивидуально.
4. Класс / Class
В этой графе указан не класс обслуживания, а класс тарифа. Классов тарифа существенно больше, чем классов обслуживания: билеты на одинаковые места двум соседям по бизнес-классу могли достаться по разной цене. Просто один пассажир имеет возможность перед полетом запросто обменять билет на другую дату, а другой жестко привязан к определенному дню - за что и получил скидку.
Обычно в самолете два-три, изредка - четыре класса обслуживания. Обязательно есть “эконом”, далее, по нарастающему уровню комфорта,- улучшенный “эконом”, “бизнес” и “первый”.
Каждая компания использует собственные обозначения классов тарифа. Хотя для самых высоких классов обозначения более или менее стабильные: “первый” - это F, A или P, “бизнес” - J, C, D.
Класс имеет значение не только на борту самолета. Часто для дорогих классов обслуживания предусмотрены отдельные стойки регистрации с минимальными очередями. А пассажиры первого и бизнес-класса (или улучшенного “эконома”) имеют право провести время перед вылетом в специальном зале ожидания с бесплатными напитками и закусками (lounge).
5. Дата / Date и Время вылета / Time
Время отправления рейса указано местное.
В большинстве случаев временем отправления считается не отрыв самолета от полосы, а момент отстыковки от трапа и начала выруливания (в США - момент закрытия дверей самолета).
Впрочем, для пассажира это непринципиально: важно только время окончания регистрации и посадки.
6. Cтатус / Status
Графа означает состояние бронирования. Если написано OK - ваше место гарантировано. Если на момент оплаты такого подтверждения не получено, в графе появится сокращение RQ (requested). В этом случае пассажиру, возможно, придется дожидаться окончания регистрации, чтобы узнать, осталось для него место на борту или нет.
7. Вид тарифа / Fare basis
Позиция содержит буквенно-цифровой код, который пассажиру ничего не говорит. Используя интернет (или справочную службу авиакомпании), можно узнать условия его применения: ограничения по пребыванию в месте назначения, возможность сдать билет или изменить даты полетов. Несколько упрощают понимание соседние графы: “Недействителен до / Not valid before” и “Недействителен после / Not valid after”. Если даты не указаны, значит, билет можно менять или сдавать в течение года с момента его приобретения. В этом случае, даже если самолет улетел без вас, вполне вероятно, что вас посадят на следующий рейс или вернут стоимость билета - хотя и с небольшими потерями. Впрочем, всю эту информацию можно узнать и по коду брони.
8. Норма пр. баг. / Allow
Здесь сообщается о том, какую массу вещей вы имеете право бесплатно поднять на борт самолета (за перевес могут попросить доплатить).
9. Фамилия пассажира / Name of passenger
Естественно, при покупке билета стоит проверить раздел с именем пассажира. Крайне желательно, чтобы написание фамилии полностью совпадало с указанным в паспорте. Если нет - не надо устраивать трагедии. Поскольку билеты часто заказывают по телефону, по международным правилам IATA допускается делать до трех ошибок в фамилии (имя пишут не всегда, хотя ошибки и в нем “разрешены”), и это не приведет к отказу в перевозке. Имя пассажира сопровождается указанием на пол или возраст: MR (мистер), MRS (миссис), MS (мисс), CHD (child, ребенок от двух до 12 лет) или INF (infant, младенец в возрасте до двух лет). “Мисс” и “миссис” - это условность: свидетельство о браке при покупке билета никого не интересует.
Тут же рядом (иногда в соседнем поле) указывается номер паспорта.
10. Передаточная надпись / Ограничения / Endorsement / Restrictions
Левый верхний угол содержит информацию об ограничениях. Пометка carbon указывает, что их надо напечатать через копирку, то есть можно вносить только в момент продажи билета. Список ограничений велик. Скажем, примечание res chg usd30 означает, что перенос даты вылета допускается только со штрафом $30. А отметки nonendo, nonref, nonchg, no rerout (non endorsement, non refundable, no change, no rerouting)- перенос даты вылета допускается только со штрафом $30. А отметки nonendo, nonref, nonchg, no rerout (non endorsement, non refundable, no change, no rerouting)- “не передается другому лицу”, “стоимость не возвращается”, “изменения в бронировании невозможны”, “изменения в маршруте невозможны” - указывают, что в билет не могут быть внесены практически никакие изменения.
SU ONLY означает, что пассажира с этим билетом примет к перевозке только “Аэрофлот”, а SU/AF ONLY относится к тем случаям, когда его возьмет и Air France - это следствие код-шеринга (см. пункт 3). Если надписи нет (обычно это относится к самым дорогим тарифам), то теоретически пассажир может обратиться к любой компании, которая в состоянии помочь ему долететь до нужного места. А она уже после перевозки возьмет деньги за услугу с авиалинии, которая продала билет. Но в наше время такая свобода встречается довольно редко.
11. Дата и место выдачи / Date and place of issue
Под этот раздел отведен правый верхний угол (иногда маркировка отсутствует). Там указано, кем и когда выдан билет.
12. Для отметок авиакомпании / Airline data
Очень важный раздел. Здесь указан код брони. Буквенный или буквенно-цифровой.
Эта информация может понадобиться при изменении даты полетов, внесения в компьютерную запись о бронировании номера участника программы часто летающих пассажиров или заказа специального питания. Такое право есть у пассажиров даже в эконом-классе - только позвоните за двое суток до вылета.
13. Выдан в обмен на / Issued in exchange for
Если ваш билет был выписан в обмен на другой, эта строка может содержать номер предыдущего билета. Или премиального сертификата программы часто летающего пассажира (если полет премиальный).
14. Расчет тарифа / Fare calculation
Тут можно найти стоимость перелета между отдельными городами, указанными в билете. А рядом, в колонке Fare или Tax, указывают сборы аэропортов с указанием кода государства (Россия обозначается RA, Германия - DE). Кроме того, в последнее время авиакомпании вписывают и “топливный сбор” (YQ) - разницу между предполагаемой (когда просчитывался тариф) и реальной (на момент выписки билета) стоимостью керосина.
15. Форма оплаты / Form of payment
В правом нижнем углу указана форма оплаты. Cash означает, что билет куплен за наличные, Invoice - по “безналу” с выставлением счета. Если билет оплачен пластиковой карточкой, тут будет указан ее номер. И это лишний повод относиться к билету как к серьезному финансовому документу: одного только номера карточки для мошенника может оказаться достаточно, чтобы списать с нее деньги.
16. 1USD=…
Четкого места для этой информации нет. Это курс, по которому просчитывалась стоимость билета.
17. Код авиакомпании / Airline code и Форма и серийный номер / Form and serial number
Внизу посредине билета напечатан его номер. Он начинается с кода авиакомпании. Его можно на всякий случай записать: при утере билета это дает шанс восстановить его с минимальными проблемами.